Проект "Моя страна"
17 ноября 2023
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 35»
____________________________________________________________________________________________
142435, Московская область, г. Ногинск, с. Кудиново, ул. Центральная, д.22. Тел. 8-496-516-21-66,
shkola – kudinovskay35@ yandex.ru
Образовательный проект
«Моя страна»
в старшей группе «Колобок»
2023-2024 уч.год
Воспитатель: Ниелова Инна Николаевна.
с.Кудиново
2023 г
Образовательный проект
в старшей группе «Колобок».
Структура проекта:
По доминирующей деятельности: познавательно-образовательный, информационно-творческий
По количеству участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы «Колобок», родители воспитанников, воспитатель.
По продолжительности: краткосрочный (13.11.2023- 17.11.2023г.)
Проблема: Задачи воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решается в ДО. Но результаты исследования показывают, что у некоторых детей отмечается средний уровень знаний о родной стране, а у некоторых отсутствует познавательный интерес. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного края. Решением данной проблемы является реализация проекта: «Это- Родина моя».
Актуальность темы: Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель проекта: Осуществление комплексного подхода к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране.
Задачи проекта:
-
Создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родной страны - России;
-
Осуществлять ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием России, вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
-
Продолжать знакомить детей с понятием «Родина», «Отечество», воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.
-
Воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране.
Аннотация проекта:
В ходе проекта расширят знания о столице России, познакомятся с символикой страны, узнают о русском быте.
В ходе реализации проекта закрепят виды, рассмотрят особенности народного декоративно - прикладного творчества. Распишут методом пластилинографии Дымковского индюка, нарисуют рисунки на тему «Народные промыслы», посетят «Русскую избу», нарисуют «Московский Кремль». Познакомятся с разными национальностями, населяющими Россию, традициями и обычаями русского народа. Итогом данного проекта является фотоколлаж, изготовленный совместно с родителями воспитанников.
Проект направлен на воспитание у детей патриотических чувств, уважения к своей стране, расширения знаний об удивительном многообразии России. Данный проект был реализован в рамках комплексно-тематического планирования «Это-Родина моя» и состоит из трех этапов:
-
первый этап - организационный: обсуждение, анализ;
-
второй этап - основной: планирование, накопление знаний, совместная деятельность (дети,родители,воспитатель);
-
третий этап - заключительный: подведение итогов, результатов.
Этапы проекта: 1.Организационный.
-
постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющих условий в группе и на территории ДОУ;
-
подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т.п.), составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей;
-
сотрудничество с родителями: оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в группе.
Увидев интерес к данной теме, на общем сборе мы инициировали общее обсуждение, применив один из наиболее эффективных способов введения в тему модели « трѐх вопросов».
«Модель трех вопросов»
Тематический проект: «Моя страна».
(с 13.11.23 по 17.11.23)
Что вы знаете?
|
Что хотите узнать? |
Что надо сделать, чтобы узнать…? |
Наша Родина – очень древняя (Сева Ш.) |
Как называется наша страна? |
Играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки. |
У нас в стране было много рек, лесов и жили наши предки. (Вася) |
Как называют людей, живущих в России? |
Чтение художественной литературы. |
Россия – большая страна и её населяют много народов. (Ульяна Е.) |
Какую территорию занимает наша Родина – Россия? |
Создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом |
Россия-красивая и богатая страна (Милана) |
На каком языке говорит большая часть населения? |
Просмотр видео слайдов, компьютерных презентаций. |
В Москве живёт огромное количество людей (Ульяна А.) |
Как называется столица России? |
Рассматривание карты мира и фотографий на тему. |
Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй находится метро. (Аня З) |
Как называется главная площадь страны, где проходят торжественные мероприятия: парады, демонстрации, концерты? |
Посещение музея детского сада «Русская изба» |
На Земле много разных стран и у каждой страны есть самый главный город (Лиза) |
Какие есть достопримечательности в Москве? |
Просмотр презентации об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян. книг по теме силлюстрациями. |
В Кремле работают президент России и правительство. (Аня С) |
Какая природа в России? |
Чтение художественной литературы. Заучивание стихотворений. |
На главной башне Кремля, Спасской, расположены часы с боем. Это самые большие и точные часы нашей страны. (Семён) |
Символика России? |
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций; |
Главная площадь Москвы называется Красная площадь (Матвей) |
Месторасположение России на карте? |
Рассматривание произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта. |
Подбор методической, художественной литературы для чтения по теме, аудиозаписей, презентаций. А также выбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек, материалов для игр. Информирование родителей о начале проекта в группе и предложение принять участие в проекте.
2. Основной.
Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа воспитателя с детьми, работа воспитателя с родителями, совместная деятельность детей и родителей в реализации плановых мероприятий.
Планирование и реализация деятельности.
2.1 Работа воспитателя с детьми
Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределение ее между детьми и родителями.
Центр познания Беседы: «История возникновения России», «Государственные символы России», «Богатства России» «Москва –столица нашей родины», «День народного единства» Дидактические игры: « Собери картину», «Узнай наш флаг», «Чей костюм?»; Ситуативная беседа «С чего начинается Родина?», «Какие народы живут в нашей стране?». |
Центр математики Дидактические игры: «Найди дымковскую игрушку», «Подбери узор к посуде», «Собери посуду», «Разложи по группам игрушки», «Декоративное домино».
|
Центр экспериментирования Наблюдение «Где мы видим флаг России?», «Природа нашей Родины»; |
Центр книги Русская народная сказка «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», Н. Телешова «Крупеничка» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», чтение и разучивание стихотворений о России Ф. Глинка «Москва» А, Прокофьев «Нет на свете Родины красивей» И. Токмакова «Красная площадь» А. Ишимова «История России в рассказах детей», С. Михалков «Россия», В. Степанов «Флаг России», пословицы, поговорки о Родине;
|
Тематический проект: (с 13.11.23г. по 17.11.23г.)
|
Центр информации Фотоальбом «Достопримечательности города Москва», «Россия – моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Символика РФ», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». Показ презентаций:«Россия – Родина моя», «Город чудный – город древний»
|
Центр игры Подвижные игры: «Горелки», «Заря», «Петухи», «Сова и мыши», «Пастух и стадо», «Жмурки», «Гуси – гуси…», «Что мы, делали не скажем, а что делаем - покажем», «Ручеек» Сюжетно-ролевые игры «Моя семья» «Детский сад», «Библиотека», Подвижные игры «Прогулка по своей улице», «Иди по карте (схеме)» «Три шага на лево, два шага направо…» Настольно-печатные игры «Ремесла Киевской Руси», «Народные промыслы» |
Центр конструирования
Конструирование: «Русская изба», «Кремль» Прикладное искусство: «Кукла из ткани «Бессонница» |
Центр творчества Работа с раскрасками: «Народные промыслы» (мезанская роспись) «Украсим матрёшке сарафан» «По сказкам А.С. Пушкина» Рисование «Московский Кремль» «Спасская башня". Аппликация: «Флаг России» Лепка: «Дымковский индюк»(пластилинография) |
2.2 Работа воспитателя с родителями (заключается в просвещение родителей по данной теме проекта, а именно):
-
Оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки-музея).
-
Участие в изготовлении стенгазеты (коллажа) «Россия –Родина моя»
-
Участие в выставке рисунков «Московский Кремль», используя различные техники рисования.
-
Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
2.3 Совместная деятельность детей и родителей:
– Развитие интереса детей к культуре и традициям русского народа, народному прикладному искусству.
– Помочь ребенку в развитии творческого воображения, творческого мышления.
– Получить эмоциональный отклик от совместной работы.
– Поездки, экскурсии совместно с детьми в главный город страны-Москва.
3.Заключительный.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей:
-
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
-
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
-
У детей более глубокие знания о России, Московской области.
Для родителей:
-
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
-
Повышение уровня педагогического мастерства.
План реализации ООД проекта «Моя страна»
Понедельник 13.11 |
Вторник 14.11 |
Среда 15.11 |
Четверг 16.11 |
Пятница 17.11
|
1.Художественно-эстетическое развитие. Музыка (планирование муз.руководителя) 2. Познавательное развитие.ФЭМП: «Колобок в гостях у детей» (Форма: анализ формы предметов) (Н.А. Карпухина,с.80) 3.Художественно-эстетическое развитие. Рисование: (сюжетное-акварель, карандаши) «Кем ты хочешь быть?» (Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в Д/С стр.112) |
1.Речевое развитие\ Экология: Составление рассказа на тему: «Кем и как работают мои родители»» (Н.С.Голицына. Интегрированный подход с. 71) 2.Физическое развитие. Физкультура (планирование инстр.по физ-ре) 3..Художественно-эстетическое развитие. Конструирование\Ручной труд (строительный материал) «Знакомство с новыми видами конструирования»(Н.С.Голицынас70 4.Художественно-эстетическое развитие. Ритмика
|
1. Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим: «Нужные профессии»( Н.С.Голицына Интегрированный подход,с. 64) 2.Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Как мы занимаемся в детском саду» (Н.С.Голицына Интегрированный подход,с. 76) 3.Художественно-эстетическое развитие. Музыка (планирование муз.руководителя |
1.Познавательное развитие.ФЭМП: «Буратино учиться считать» (Н.А. Карпухина,с.83) 2.Физическое развитие. Физкультура (планирование физ.инструктора) 3.Речевое развитие: Обучение грамоте\психологРечевая тетрадь с.3«Знакомство с Диной и Димой» Знакомство с понятием буква(Метод.руководствоИ.Федосова,)
|
1.Художественно-эстетическое развитие: Аппликация/лепка«Пожарная машина» (Д.Н.Колдина, Лепка в Д/Сс47) 2.Физическое развитие. Физкультура на прогулке 3.Речевое развитие. Ознакомление с художественной литературой: В.Маяковский «Кем быть?» (Н.С. Голицына,с.73)
|
Выводы:
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни – от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Результаты диагностики, анкетирования, экспресс опроса и т.д.
ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО ТЕМЕ: «Это-Родина моя»
V - Высокий уровень усвоения материала, V - средний уровень усвоения материала, V -низкий уровень усвоения материала
|
Имя |
Достопримечательности |
Символы |
Народы |
Башни Кремля |
Столица |
Значение для людей |
Мария А. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Амина А. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Настя А. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Лукерья Б. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Люси Г. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Варя Д. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Арина Е. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Иван Е. |
v |
v |
v |
v |
v |
v |
|
Ева Ж. |
v |
v |